Министерством просвещения Российской Федерации утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС, ФГОС НОО, ФГОС ООО).
Внедрение новых образовательных стандартов началось с 01 сентября 2022 года.
Цель обновления ФГОС – обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования, обеспечение лидирующих позиций России в области образования.
Главная задача новых ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся. Соответственно, новые ФГОС 2022 года определяют четкие требования к предметным и метапредметным результатам по годам обучения, позволяют ответить на вопросы: что будет знать школьник, чем овладеет и что освоит.
Обновлённые ФГОС обеспечивают личностное развитие, которое включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ФГОС разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России. Документ ориентирует программу на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России.
Обновлённые ФГОС учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей при освоении программ начального и основного общего образования и особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
ФГОС третьего поколения сохраняют возможности индивидуализированного и дифференцированного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (2012)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2021)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2021)
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (2022)
Минпросвещения России утвердило:
- приказом от 25 ноября 2022 г. № 1028 — Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО),
- приказом от 16 ноября 2022 г. № 992 — Федеральную образовательную программу начального общего образования (ФОП НОО),
- приказом от 16 ноября 2022 г. № 993 — Федеральную образовательную программу основного общего образования (ФОП ООО),
- приказом от 23 ноября 2022 г. № 1014 — Федеральную образовательную программу среднего общего образования (ФОП СОО).
Приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации и вступили в силу со 2 января 2023 года.
На обучение по ФООП образовательные организации перешли с 1 сентября 2023 года. В соответствии с пунктом 101 статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам дошкольного образованя, начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
Общеобразовательные организации согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование), «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности защы Родны» (основное общее и среднее общее образование).
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углублённого изучения предмета. В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ. При этом, по-прежнему, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (далее – соответственно ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).
Таким образом, ФОП — это основной документ, определяющий содержание общего образования, регламентирующий образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом обновленных ФГОС.