МКОУ СОШ с. Непа
666635, Российская Федерация, Иркутская область, Катангский район, с. Непа, ул. Транспортная, 1
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность в школе – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    Три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    1. Целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также защита от неавторизованного создания или уничтожения данных.
    2. Конфиденциальность информации.
    3. Доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Для обеспечения информационной безопасности в школе принимаются следующие меры:

    • защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.);
    • использование контентной фильтрации Интернета для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования;
    • обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.
    Основное изображение материала.

    Детские безопасные сайты

    http://murzilka.org/ Страница детского журнала «Мурзилка». Здесь размещаются фрагменты печатного издания. Будет интересно почитать младшему школьнику. Кроме того, здесь есть онлайн-игры и инструкции для разных офлайн-активностей.

    http://goodnewsanimal.ru/ Портал, собирающий позитивные новости о животных. Будет интересен как источник информации для различных работ учащихся или просто как занимательное чтение.

    http://www.dddgazeta.ru/ Ресурс, посвященный детской безопасности на дорогах. Будет полезен для самостоятельного изучения правил дорожного движения.

    https://kids.kaspersky.ru/  Сайт лаборатории Касперского. работает по принцпипу блога и СМИ одновременно: публикует новости, касающиеся безопасности детей в Сети, советы родителям, а также реальные истории, которые произошли с детьми и подростками в интернет-пространстве

    http://detionline.com Линия помощи Дети онлайн. Проект помогает детям, а также их родителям и педагогам сориентироваться в интернет-пространстве и получить психологические и информационные консультации, советы и рекомендации. На сайте есть путеводитель по правилам безопасности в Сети с глоссарием, определяющим понятия кибербуллинг, груминг и интернет-зависимость.

    https://safety.google/families/ Сборник теоретических знаний о детской безопасности в Сети. Содержит простые советы, а также инструкции, позволяющие настроить фильтрацию нежелательного контента для детей в магазине приложений Google Play, поиске Google.

    https://урокцифры.рф/ УРОК ЦИФРЫ – всероссийский образовательный проект в сфере цифровых технологий. Направлен на получение школьниками с 1 по 11 класс знаний от ведущих технологических компаний, развитие навыков и компетенций цифровой экономики, а также раннюю профориентацию в ИТ.

    https://uchi.ru/ Учи.ру – крупнейшая российская образовательная онлайн-платформа, на которой более 12 млн учеников изучают школьные предметы, учатся программированию, развивают гибкие навыки, готовятся к ВПР и ОГЭ, а также участвуют в олимпиадах. Учи.ру – вдохновляем на развитие!

    https://www.yaklass.ru Сайт ЯКласс – классный помощник в освоении школьной программы, твой советчик и друг в преодолении трудностей на пути к совершенству! Хочешь удивить родителей и учителей своими знаниями? Начни тренироваться на ЯКласс!

    https://sibiryachok.net/ Детский литературно-художественный журнал «Сибирячок» издается с 1991 года. На страницах издания публикуются стихи, рассказы, сказки, написанные классиками мировой литературы, сибирскими писателями, а также юными авторами. «Сибирячок» – уникальное пособие для дополнительного образования детей. «Сибирячок» задуман как рисованный журнал для детей. К сотрудничеству привлечены лучшие иркутские художники.

    Родителям

    Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    1. Информация, запрещенная для распространения среди детей.
    2. Информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    1. Информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
    2. Информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
    3. Информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным.
    4. Информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
    5. Информация, оправдывающая противоправное поведение.
    6. Информация, содержащая нецензурную брань.
    7. Информация, содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. Информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия.
    2. Информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.
    3. Информация, представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной.
    4. Информация, содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    Советы по безопасности в этом возрасте

    Общие правила для родителей

    1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты.
    2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
    3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес).
    4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
    5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Возраст от 7 до 8 лет

    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
    2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому, что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
    3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    4. Используйте специальные детские поисковые машины.
    5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
    7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
    8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
    9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
    10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
    11. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
    12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    13. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
    14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    Возраст детей от 9 до 12 лет

    В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
    2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
    3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
    4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
    7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
    8. Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
    9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
    12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
    13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.
    14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
    15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Возраст детей от 13 до 17 лет

    В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

    Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

    Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
    2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
    3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
    4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
    6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
    7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
    10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
    12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.
    13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
    14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
    15. Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

    Педагогам

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

    Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

    • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15 - минутные перерывы каждые полчаса;
    • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    • комната должна быть хорошо освещена;
    • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    • расстояние от глаз до монитора – 60 см;
    • периодически делать зарядку для глаз.

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    Методические и справочные материалы

    ПОЛЕЗНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Практическое пособие адресовано работникам системы образования, психологам, педагогам начальных классов, классным руководителям, педагогам-библиотекарям, преподавателям по информатике и ОБЖ, студентам педагогических и психологических факультетов вузов, родителям школьников младших классов.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ В ИНТЕРНЕТЕ

    Пособие посвящено решению актуальной задачи: повышению цифровой компетентности школьников и учителей в сфере управления персональными данными в Интернете. Пособие адресовано учителям, классным руководителям, педагогам-психологам, библиотекарям, специалистам по информатизации учебного процесса, руководителям образовательных учреждений, а также руководителям и экспертам органов управления образованием, специалистам в области медиаобразования, работникам системы дополнительного профессионального образования учителей, студентам и аспирантам педагогических вузов.

    ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

    Методическое пособие содержит мероприятия по защите несовершеннолетних пользователей от киберугроз, разработанные Альянсом по защите детей в цифровой среде ПАО «Ростелеком», для изучения и применения в деятельности.

    https://my.1sept.ru На базе издательского дома «Первое сентября» разработана платформа Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». На сайте можно опубликовать свои наработки организации образовательного процесса, получив сертификат, подтверждающий факт публикации. В рамках фестиваля проводятся конкурсы. Также сайт предоставляет доступ к бесплатным вебинарам, курсам повышения квалификации.

    www.uchmet.ru Учебно-методический портал. На портале открыта «Школа Педагогов» – это новая форма профессионального взаимодействия педагогов в формате мастер-класса. Библиотека методических разработок пользователей «УчМет» располагает огромным количеством материалов и ежедневно пополняется новыми. 

    www.maam.ru Международный образовательный портал. Maam.ru – популярный портал работников дошкольного и школьного образования. Учебные материалы для детского сада и школы. Публикации школьных учителей, педагогов и воспитателей ДОУ.

    pedsovet.su Pedsovet.su - сообщество учителей, педагогов и воспитателей. 

    nsportal.ru Социальная сеть работников образования. На ресурсе Наша сеть создано 330 000 мини-сайтов педагогов и собрано около 2 млн. учебно-методических материалов с очень удобной системой поиска. 

    ped-kopilka.ru Ped-kopilka.ru – сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей. Это образовательный портал, на котором можно получить много интересной и полезной информации, а также обменяться с коллегами своим педагогическим опытом и мастерством

    pedsovet.org Информационный портал для педагогов. Педсовет – среда взаимоподдержки, взаимооценки и взаимообучения для всех, кто связан с педагогикой, воспитанием и развитием детей, организацией процесса образования. Данный портал – средство массовой информации для педагогов, создаваемое руками самих педагогов. Это сервис для тех, хочет получить обратную связь, компетентный совет или оценку своей деятельности и ее результатов. 

    www.fipi.ru Сайт Федерального института педагогических измерений. На сайте ФИПИ размещаются демоверсии ОГЭ и ЕГЭ и публикуются открытые банки заданий ГИА.

    gramma.ru На сайте можно получить консультацию по различным темам школьной программы (литература и русский язык), даются рекомендации по написанию сочинений и изложений, представлена информация о новинках современной художественной и учебно-методической литературы.

    после-уроков.рф Сайт Общероссийской педагогической газеты. Ежемесячное информационно-методическое издание в формате журнала для педагогов, учителей, всех специалистов в сфере просвещения, образования, воспитания, а также для родителей. Традиционно большую часть содержания составляют авторские методические материалы педагогов со всех уголков России: сценарии и конспекты уроков и занятий по любым предметам, тематических дней и предметных недель, классных часов, праздников, игр, конкурсов, различных познавательных и досуговых мероприятий и т. д.

    education.yandex.ru Интерактивный учебник. Яндекс.Учебник — это задания по математике и русскому языку для 2-4 классов с автоматической проверкой и мгновенной обратной связью для ребенка. Задания составлены на основе примерных программ по русскому языку и математике и соответствуют ФГОС начального общего образования. Преимущества для учителя. Удобный инструмент для подготовки к уроку, для проведения контрольных и самостоятельных работ 

    uchi.ru Учи.ру — популярная российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий. Также здесь доступны и другие функции: обучение программированию; подготовка к ВПР; подготовка к ОГЭ; организация олимпиад. Сервис отличается красочным интерактивным контентом, работают системы пояснений и рекомендаций для достижения образовательных целей.

    edu.skysmart.ru Интерактивный сервис для школы. Интерактивная рабочая тетрадь – совместный проект АО «Издательство "Просвещение"» и онлайн-школы Skysmart поможет сформировать и разослать ученикам задание и просмотреть результаты его выполнения. В ней можно найти задания для учеников 5-11 классов по математике (с 7 класса – по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку. С этими тетрадями можно переводить обучение в онлайн-формат, не меняя учебный план. Она позволяет учителю быстро выбирать и отправлять задания, а потом сама проверяет их в автоматическом режиме, анализируя ошибки и формируя для учителя статистику по классу. 

    Фотографии о информационной безопасности

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике