Школа креактивного мышления
Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое. И мы, конечно же, не остаемся в стороне от этого, к тому же наша школа в 2023-2024 учебном году работает по теме «Развитие креативного мышления у обучающихся». С этой целью было проведено мероприятие «Школа креативного мышления», которое продлилось с 15 по 23 января. Задачи, которые мы перед собой ставили – попробовать ввести какие-то новые подходы и оригинальные идеи, позволяющие развить у детей нестандартное творческое мышление, пробудить живой интерес к процессу познания окружающего мира.
Ведущими были учителя-предметники, а обучающиеся школы стали участниками. Каждый день недели был посвящен какому-либо предмету.
Началась неделя с начальных классов. Инешина Т.В. провела три урока: русский язык, математику и литературное чтение. На каждом из уроков дети выполняли разные задания на развитие креативного мышления. На русском языке нужно было нарисовать «Фруктовый алфавит». На уроке математики дети рисовали портрет педагога нашей школы, но при помощи цифр. А вот актерское мастерство показали на уроке литературного чтения. Детям нужно было инсценировать сказку «Курочка Ряба на новый лад». После каждого урока проводилась разминка для ума. В конце мероприятия был подведен итог и сделаны выводы, что креативность – это творчество, а творчество – это индивидуальность.
Продолжила эстафету учитель информатики. Очень интересные задания подготовила Мария Анатольевна, где дети должны были расшифровать коды. Задания подготовлены для разного возраста и разные по своей сложности. Особенно понравилось детям последнее задание на развитие логики. В конце мероприятия каждый ученик и ученица получили именные закладки, чему были очень рады.
Учитель физики и математики Инешина В.П. провела мероприятие под девизом: «Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты».
Так как математика и физика тесно связана с логическим мышлением и счетом, то в начале мероприятия была проведена разминка для ума. Было задано нестандартных 10 вопросов, на которые нужно было дать 10 нестандартных ответов. Надо было определить и нарисовать креативного человека. Общими усилиями определили, что такой человек должен быть умным, мыслящим, мечтателем, фантазером и т.п. Далее участникам было дано два задания по физике: найти способ, чтобы бутерброд падал вниз не маслом и по аналогии с физическими силами дать определении силе духа, единице ее измерения и прибор для измерения. Были предложены четыре задания по математике, по которым кроме креативного мышления надо было включить и логическое мышление. И последним заданием было определить по описанию предмет, лежащий в черном ящике. С большим трудом, но угадали.
Учителем русского языка Инешиной Т.А., был проведен урок русского языка на тему «Повторение изученного об имени прилагательном», на котором были использованы приемы и методы, помогающие развивать креативность. Ученики были разделены на команды. Все задания выполнялись в состязательной форме. На первом этапе урока – работа со словарными словами. Далее, выяснив, каким способом образованы прилагательные и, вспомнив, как изменяются прилагательные, команды получили задание составить предложения с этими прилагательными, но при условии: все слова в предложении должны быть на одну и ту же букву. Надо сказать, что обе команды справились с этим непростым заданием. После этого ученикам обеих команд был предложен текст с «дырками», вместо которых надо было придумать и вставить подходящие по смыслу прилагательные. На следующем этапе урока было дано задание: обобщить все, что вспомнили об имени прилагательном, как части речи в форме кластера. Из слова ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ составляли всевозможные слова. На дом ребята получили задание составить о прилагательном синквейн. Занятие прошло организованно, живо.
Леденцова А.С. учитель истории, на своем мероприятии начала разговор с того, что креативность – это способность решать вопросы нестандартным путем, находить необычные способы выполнения различных задач. Занятие началось с разминки – сопоставления, назвать кем(чем) это было раньше (учитель называл слова, ученики должны назвать кем это было раньше). Второе упражнение для развития дивергентного мышления – «Рассказ из заголовков». Ученикам раздали газеты, в которых они должны были выбрать фотографию (картинку) и подобрать к ней заголовок (кроме родного), соответствующий этой картинке. Также интересным было упражнение «Композиция из предметов» для развития творческого воображения. Учащиеся должны были составить композицию из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумках, карманах и приготовить ей комментарий. Рифмовали имена, сочиняли предложения из трех слов. История «Принцесса и крестьянин» дала возможность обсудить текст, и услышать много разнообразных ответов на то, как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем.Ученики проявили активное участие, показали свою креативность, остались в восторге от проведенного урока.
Башаева И.А. провела урок английского языка. Ученики разделились на 2 команды и выбрали капитанов. Каждая команда изготовила веер из бумаги и на каждой складке веера по-английски дала характеристику своей команды. Команды составляли стихотворения из разрозненных строчек, в волшебном квадрате находили слова, расшифровывали загадочные послания и рисовали их, разгадывали семафорный алфавит. Ученики справлялись с заданиями успешно, но, как и в любом соревновании были победители и проигравшие, правда, с минимальным отрывом.
И завершающее мероприятие недели «Биологический калейдоскоп» провела учитель биологии Новикова Н.С. под девизом: «Хочу все знать!». Мероприятие проведено в виде конкурса, по модулям. Модуль 1. «Бактерии». Модуль 2. «Растения». Модуль 3. «Животные». Модуль 4. «Человек». На всех модулях были разнообразные задания. Некоторые задания выполняли легко, а над некоторыми пришлось «поломать голову». В конце жюри подвели итоги и определили победителей и призеров.
После семи дней работы «Школы креативного мышления» мы надеемся, что благодаря интересным занятиям дети научатся оригинально мыслить, свободно рассуждать, ставить перед собой задачи и успешно решать их, смело отстаивать свою точку зрения.
Инешина Т.В., замститель директора по УВР